Оглавление

Взрываем покрышки. (бортировка)

Мотивация.

Вот ведь как оно жизнь поворачивается… Человек растет так или иначе. Не ленивый растет быстрее.

Со временем люди покупают более дорогую и более совершенную технику. К ней модные красивые аксессуары, кожаную одежду, все чаще поговаривают на предмет «Тру», что предполагает настоящесть, реальность ездока, он как бы все больше «в теме», весь такой из себя уже бывалый что ли….

А на деле…

Я вот к началу сезона обратил внимание на то, что невероятной просто популярностью пользуются шиномонтажи, про них только и разговоров. А как же? Кинул пару колес в машину свою, или товарища, отвез, там тебе специально обученные люди на специально изготовленном оборудовании переобули колеса, отбалансировали их, все довольны и счастливы.

А так ли уж это необходимо, так ли уж точны эти станки с электроникой, так ли уж специально обучены эти работяги?

Ведь нет.

Работяги они работяги и есть, они капусту рубят, им до ваших колес дела не шибко-то и много. Есть умелые, а есть ведь и новички. Есть люди с совестью, а есть и другие, это ведь на кого попадешь.

Знакомому вон ось колеса намазали графиткой, так в итоге эту ось в следующий раз три часа кувалдой выбить не смогли. оно надо было?

Я не хочу однозначно сказать, что с покупкой японца многие становятся белоручками. Вовсе нет. Многие просто начинают сильно бояться напартачить с этой техникой. Японцы ведь не то, чтобы не ломаются, но просто к ним уже так вот запросто с молотком и зубилом не подойдешь как к днепру. Но покрышка и монтировка это же совершенно не молоток и зубило, и нечего опасаться обслуживать свой мотоцикл, и не нужно так уж доверять профессионалам, для которых ваш мотоцикл — лишь банальный и часто обрыдший кусок работы.

А уж тем более днепровские колеса носить на шиномонтаж — так это наверное и вовсе моветон.

Практика.

Опишу подробно, поскольку наверняка многое будет интересно новичкам. Ну а бывалые, как всегда, смогут поделиться своим опытом на форуме.

Если есть подьемник для мотоцикла — хорошо. Удобная штуковина, полезная.

Если есть какой-либо кран, лебедка прикрепленная к потолку и тому подобные удобства — тоже хорошо.

Если нет ничего — ищем доски, подкладываем их под колеса, наезжаем колесаи на доски, потом подкладываем пачку досок под мотор, а из-под колес аккуратно вытаскиваем доски…. Варианты на месте придумать завсегда можно.

bortir1Если у мотоцикла есть центральная подставка, ее следует зафиксировать шнуром так, чтобы она ни при каком наклоне мотоцикла вперед/назад не могла сложиться. Это нам очень пригодится, когда мы будем вытаскивать заднее колесо.

Первым лучше снять переднее колесо. Переднюю часть мотоцикла удобно вывесить домкратом, если такового нету, подойдут конечно же другие подставки. Без переднего колеса мотоцикл можно будет наклонить вперед (только при зафиксировыанной центральной подножке!) и это облегчит вытаскивания заднего колеса, особенно если там есть подрамники под кофры, или глубокие крылья мешают данной процедуре.

bortir6Сложнее всего оказывается сорвать резину с обода. На ободах, предполагающих использование камеры в покрышке — нет бурта, и как правило край покрышки можно сорвать наступая на него ногой. Стоит ли напоминать, что следует беречь тормозные диски?

А вот ободами для бескамерных покрышек… Тут нужен рычаг и упор. В гараже упором могут служить петли ворот, специально приваренные к косякам петли, сами косяки ворот и т.д. Вот, например, несколько фото с Kickstarter.org

bortir3bortir4bortir5

В поле сложнее, тут хорошо бы оказаться все таки не в чистом поле, но варианты таки всегда придумать можно. К тому же теперь есть всякие ремкомплекты да баллоны прикольные с пеной антипрокольной, и полностью снимать резину с колес в чистом поле врядли понадобится. А вот для переобувки в гараже, пожно и доварить пару петелек на косяке ворот.

В прежние времена, когда прокол случался в чистом поле и никакой возможности ремонта камеры небыло, люди набивали сухой травой или соломой покрышку и так доезжали потихоньку до селения, где уже и ремонтировались. Но это так… Небольшое лирическое отступление.

bortir7После того, как покрышка сорвана с обода, хорошо бы воспользоваться самым главным инструментом юного бортировщика: жидким мылом. Как? Вы не возите с собой жидкое мыло? Это зря. Ну уж в гараже-то оно у вас точно найдется? Ну или хотябы обычное мыло хорошо намылить в воде…. Это на крайний случай. Жидкое мыло не растекается по всему ободу так, как вспененная с мылом вода. Вода потечет — жди где-нибудь на стальном ободе ржавчину. Все таки советую брать именно жидкое было.

Советуют иногда пользоваться строительным силиконом. Не пробовал, но мысль кажется логичной в общем-то при оперативной работе с покрышкой. Главное чтобы не засох раньше времени.

Иногда для того, чтобы завести в покрышку камеру, и для того, чтобы она там хорошо улеглась полезно ее протрусить хорошенько тальком. Детская присыпочка, в аптеке стоит копейки, но вот работать одновременно и с жидким мылом и с тальком — как-то не логично. К тому же, когда жидкое мыло высыхает, оно работает как клей, а тальк нет.  Вот поэтому при установке камеры мы сначала мажем одну сторону покрышки, одеваем половину покерышки на диск, вытираем, одеваем на диск хорошо протрушенную тальком камеру, потом мажем другую сторону покрушки мылом, одеваем ее монтировками, и снова смазиываем обод мылом уже перед усадкой покрышки на место, перед раскачиванием.

bortir9bortir8Когда край покрышки оторван от обода, его надо утопить ближе к середине обода с тем, чтобы покрышка могла сдвинуться в сторону, где вы поддеваете ее монтировками, то есть попросту нужно наступить на покрышку со стороны, противоположной монтировкам. Сами монтировки не желательно ставить далеко друг от друга.

Монтировками легко можно попортить как сам обод, так и краску на нем, по этому желательно под них что-то подкладывать такое, что не сразу продавится.bortir15 Мои товарищи тут на днях обнаружили что для этих целей хорошо подходит пластик, из которого сделаны канистры для масла. Тэрмоусадочные трубки не годятся, продавливаются. Кожа, как оказалось, — тоже продавливается. Пару слоев пластиковой бутылки… не попробовал.

Когда один край покрышки поддет уже, монтировку заводить под покрышку становится сложнее, тут надо выбрать место, где покрышка еще не на ободе, но и уже не на диске. bortir14bortir12Монтировка легче заводится под покрышку, если ее туда не под прямым углом вдавливать, а наискосок. bortir16Если промазать монтировкой, и не поддев ею хорошенько покрышку протянуть по боковине покрышки, то эту самую покрышку можно и изорвать немало так, будьте осторожны с этим. Лишняя суета и спешка тут только во вред. Но фото показан маленький пример результатов не верной «работы» монтировкой.

bortir18bortir17Кстати, на самой монтировке не должно быть острых кромок. Если таковые имеются, их лучше заранее зачистить. И не забывайте вытирать насухо монтировки от мыла с водой, чтобы не поржавели. Мелочь, а будет неприятно.

Если надо снимать покрышку полностью, то монтировка заводится, естественно не с той стороны в которую снимают, а с другой стороны обода. Прокладку под монтировку в этом случае нужно ставить еще аккуратнее, ибо сработают в этот раз монтировки по полной, и диск могут оцарапать не только по краю, но и посередине.

bortir19bortir20bortir21bortir22bortir23bortir24

При одевании покрышек, первую часть процесса, а именно одевание на обод перво кромки покрышки, иногда получается осуществить просто голыми руками. При условии, что вы не забываете смазывать кромку обода и покрышки главным инструментом бортировщика.

bortir25bortir26bortir27bortir28bortir29

Когда покрышка частично уже на ободе (одна ее кромка, или одна сторона) как раз самое время завести камеру. Хорошо, когда на нешироких колесах это получается сделать голыми руками. Хорошо, когда резина свеженькая и мягенькая, когда бурты покрышки еще не задубели…

bortir30bortir31Но вот в случае с широким колесом, пришлось мне помучиться когда-то основательно. Не знал что и делать. Посоветовали взять кусочек троса, завести его сквозь колпачек ниппеля и там сделать маленькую бобышку. Хорошо для этого подходит старый тросик, на котором с одной стороны осталась бобышечка.

Это сооружение продеваем сквозь отверстие в ободе, накручиваем на ниппель камеры, и затягиваем внутрь. Облегчает работу в разы. Но это в тех случаях, когда пытаешься запихнуть камеру снача в покрышку, а потом уже на обод.

bortir40Но и это еще не самое простое, потому, что гораздо проще без всяких приспособ одеть камеру сначала на обод, а потом покрышку останется только провести над камерой. Никаких проблем с ниппелем при этом. (См. еще раз про тальк выше.)

bortir32Кстати, на современных покрышках, есть метка, обычно это пятно краски миллиметров пять-восемь в диаметре где-нибудь на боковине покрышки, или даже на протэкторе. Этой меткой покрышка ставится к ниппелю. (этот момент еще надо уточнить отдельно)

bortir33Важно также обратить внимание на другую метку: направление вращения покрышки. Если оно для данного бразца имеет значение, то на покрышке вы найдете стрелки той или иной формы, указывающие в какую сторону обязана вращаться покрышка при езде.

Когда покрышка уже на ободе, она, как правило, неохотно садится на боковины обода. bortir36Одна не хотела садиться на место до такой степени, что пришлось раскачать камеру до пяти с чем-то атмосфер. Может быть как раз потому, что я в тот раз не смазал ее края мылом. Узкая 19я покрышка, уже хорошо подзадубевшая, сопротивлялась до последнего. Но на место таки села. Предположить, что старенький мецелер был меньше в диаметре чем днепровский обод — как-то и не логично.

Но это если есть камера. А вот с бескамерками еще сложнее, на ободе есть небольшой буртик, который покрышка должна «перескочить». Тут очень желательно, чтобы был компресор. Он накачивает в ресивер достаточный обьем воздуха, чтобы потом быстро создать внутри покрышки большое давление, которое и усадит покрышку на место. Если компрессора нет, нужен сосед по гаражу, у которого он есть. Или товарищ, который кинет таковой в багажник и заедет к вам в гараж.

Но вот если с компрессором не сложилось по тем или иным причинам, есть еще один способ. Взорвать в покрышке немного бензина.

В какой-то из книжек по ижам было описание такого способа, но никто не смог вспомнить сколько же бензина взрывать-то надо.

Я на днях перебортировал три бескамерки, но с компрессором не сложилось, ждать пока сложится было не интересно, потому… Сначала мы с товарищем залили в покрышку два кубика бензина. Покрутили покрышку на оси, чтобы бензин растекся/испарился, а потом быстро нажимая на покрышку и удерживая зажигалку возле ниппеля (без золотника, естественно) подожгли смесь внутри покрышки. Бахнуло весело, потом выгоревшие газы моментально остывают и создают разрежение, и покрышка снова спрыгивает внутрь. То есть на место таки не садится. Ну мы решили, что мало, значится бензина. Проветрили покрышку насососм, залили 3 кубика… 4 кубика, 6, 8…. Взрывается все хуже. Выходит, что пепреобогащенная смесь все таки плохо взрывается, получается даже не взрыв, а как бы продолжающийся взрыв, как бы больше похоже на выгорание, чем на взрыв. В общем облом.

Уже на следующий день решил продолжить.

В общем выяснилось, что для покрышки 100х19 нужно чуть меньше пары кубиков бензина. Но покрышка все равно не садится на обод. Она лишь немного как бы подвигается в сторону усадки. Снова таки, не забываем про мыло. Продуваем хорошо насосом покрышку, взрываем еще порцию бензина. Продуваем опять. Замечаем, что стрелка манометра начала двигаться. То есть покрышка на бурты не села, но герметичности хватает, чтобы ее уже можно было накачивать. В районе четырех атмосфер покрышка таки хлопнула, и села как положено.

С покрышкой 140х15 дюймов оказалось все на много проще. У нее обьема побольше, и четыре кубика бензина с первого раза взорвались так, что вся покрышка разом уселась на обод как следует.

bortir37Забыл упомянуть: при второй попытке покрышки прогревались феном для лучшего и скорейшего испарения топлива. Пока колесо вращается по инерции на оси, бензин по нему растекается, фен прогревает покрышку, способствуя испарению.

Поскольку внутри покрышки взорвалось топливо, то продукты его сгорания и какие-то не сгоревшие остатки — это все газы, которые не пойдут на пользу покрышке. Посему, очень полезно несколько раз накачать колесо до пары атмосфер, и спустить его полностью. Если лень, то на ближайшей заправке доберитесь таки до компрессора и озадачте персонал неординарным занятием…

Об еще одном важном деле — балансировке, мы поговорим отдельно.

Комментировать, советовать.