Оглавление

Больше о спицевании.

Много раз видел как люди мучаются со спицеванием. Не знаю почему.
Я обычно развожу спицы в два веера. Половину в одну сторону, вторую
половину в другую. Развожу спицы так, чтобы к ободу они не касались. Кладу «вокруг» них обод.

mt_spits1

Дальше подвожу все спицы одного направления к их отверстиям в ободе и наживляю на них ниппели.

mt_spits2

После этого прокручиваю обод так, чтобы наживленные ниппели «нырнули» в отверстия, и наживляю спицы другого направления.

mt_spits3

Прокручиваю обод обратно и навинчиваю шесть ниппелей дальше, но приблизительно на одинаковую глубину. И уже на этом этапе начинаю выставлять колесо. Я не затягиваю эти шесть опорных ниппелей, я по ним только лиш выставляю начально колесо. Втулка должна быть с подшипниками. Вращая колесо, оцениваю биение и восьмерку и стараюсь их вывести шестью спицами. Колесо должно располагаться вертикально.

При этом вращая колесо на оси (ось лежит краями на стульях) я ВДшкой брызгаю на обод в районе отверстий. Если дома, то лучше отдельно смазать отверстия меньше пахнущей смазкой, исключительно в целях своей безопасности, чтобы домашние не приставали и не бубнели за запах ВДшки.

Производители спиц категорически не советуют смазывать резьбу. Я наверное делаю не правильно, когда немножко графитки добавляю туда.

Успех операции на 90% зависит от ого, на сколько обод изначально был ровный. Вырихтовать его надо ДО того как одевать на спицы. Забудьте о том, что вы немного выровняете обод натяжением спиц. Это вам уже не велосипедное колесо. Еще раз: обод рихтуется ДО сборки.

Остальные ниппели наживлены, находятся все на своих местах, но они не навинчены пока.

Когда предварительно колесо выставлено, навинчиваются до небольшого усилия остальные ниппели.

Ну а дальше начинается самое нудное. Постепенно подтягиваются все спицы, но при этом надо все время следить на тем, чтобы обод колеса не «ушел».
Чтобы оценить первоначальную настройку спиц — достаточно колесу лежать между двух стульев, и можно оценить на глаз. Окончательная настройка — это уже ось колеса в тисках (хорошо бы на спец подставке, но таковой у меня нету пока) и возле колеса какой-нибудь упор-ориентир.

Равномерно натягиваются спицы… Китайцы на звук — у низ слух хороший; грамотные люди для этого используют динамометрический ключик, при условии, что обод ровный-ровный, и что уже выбраны все биения обода, тобишь спицы уже натянуты равномерно. Иначе, если есть какой-то перекос, то затяжка с одинаковым моментом может его только усугубить. На практике получается что спицы протягиваются на слух, чтобы были натянуты равномерно, после чего на станочке (ось зажатая в тиски как минимум) проверяется биение обода и отпускаются-дотягиваются понемногу нужные спицы, чтобы эти биения убрать..
Другой момент — если спицы не новые и гайки крутятся так себе, то на нужный момент вообще не получится затянуть из-за повышенного трения по резьбе. Или саму спицу держать от поворачивания плоскогубцами с аллюминиевыми или медными накладками или настраивать на слух..
Я лично резьбу спиц и ниппелей смазывал чуток графиткой, чтобы потом и регулировать и раскрутить можно было. Но сказывают, что производители спиц как раз не советуют применять в этом случае никих масел и смазок.

Должен сказать, что лучше всего такие работы делать на стапеле. Стапель в данном случае это жестко закрепленная ось в центра, и фиксаторы для обода, которые его (обод) выставляют строго на нужной высоте и радиусе от оси. Вплоть до деформации обода. Такая установка должна быть жесткой, но делать ее есть смысл при изготовлении партий колес. Если одно колесо собирать раз в два года, то в стапеле пропадает смысл, он только будет мешаться под ногами.

Комментировать.