Оглавление

Наше теоретическое НЕТ колесам с радиальными классическими спицами.

Попробую обьяснить на пальцах (с приблизительными цифрами) причины, по которым лично я никогда не делал колес с радиальным расположением спиц с классическим их креплением к ободу.
Давайте посмотрим на обычное колесо.

radial1

radial2

На стандартном колесе, при вытягивании спицы всего на одну дестяку, при наклонных спицах обод условно провернется всего на 0,3мм. (в данном случае нам проще сравнивать в мм путь, пройденный ободом, чем смотреть именно градус проворота).

radial3radial4radial5

Допустим мы решили закрепить обод на радиально расположенных спицах. (Спицы нам пришлось немного укоротить для обода того же диаметра.)

Если спицы будут стоять без наклона, то есть радиально, то вытягивание спицы на те же 0,1мм даст возможность ободу прокручиваться уже на  6,4мм  в каждую сторону, то есть в сумме обод может шататься уже на 12,8мм.

Давайте немного отвлечемся и посмотрим что такое рычаг силы в данном случае.

Например у нас есть стена, и пол в гараже, есть труба какой-то длинны, и мы надавливаем на нее с силой один килограмм. Какое усилие мы сможем передать вдоль пола ? Это легко посчитать сравнив плечи этого рычага.

radial7radial6radial8radial9

Как видим расстояние, на который можно сдвинуть груз постоянно уменьшается (стремится к нулю), а вот сила, которая воздействует на груз стремится к бесконечности.

Теперь вернемся к спицам. Допустим обод не дает спице приближаться к ступице, а спупица не дает спице отдаляться от оси колеса. Тогда при попытках провернуть обод мы создаем растягивающую нагрузку на спицах. Это вроде бы понятно.

Какая это нагрузка? Допустим мы тянем обод с силой в 1 кг на одну спицу (если спиц 20, то нагрузка 20 кг и т.д.). Тогда растягивающая нагрузка на спицу (без учета их количества) равна нашему килограмму, уменьшенному на соотношение рычагов. Немного не корректно, ибо по правильному надо векторы вести от оси колеса, но для обьяснения хватит.

radial10

radial11

radial12Плечи рычага в данном случае, это горизонталное расстояние от головки спицы до вертикали, и сама вертикаль. На стандарте рычаг силы например 2,9, то есть 113,4/39,3. Если мы уменьшим наклон спиц, тогда соотношение плеч рычага увеличится до 4,85, если сделаем наклон совсем небольшим, поставим спицы почти ровно, получим рычаг силы уже 23. Если представить спицу, с отклонением по ободу всего 0,1мм рычаг будет соответственно 108/0,01=1080…. и чем ровнее поставлены спицы, тем больше сотношение плеч рычага будет стремиться к бесконечности.

И еще один момент: чем меньше диаметр ступички, и больше длинна спиц, тем больше на них в итоге нагрузка.

radial14Интересно то, что оба типа спицовки могут нести абсолютно одинаковую вертикальную нагрузку. Под вертикальной нагрузкой мы понимаем вес мотоцикла с пилотом и багажом, который (вес) приходится на это колесо.

И в том и в другом случае одну и ту же нагрузку несут спицы с одним и тем же отклонением от вертикали. На рисунке я обозначил эти спицы стрелочками одного цвета. Максимальная нагрузка — красная стрелка, чуть меньше — синяя, еще меньше — зеленая стрелка, и желтая стрелка показывает почти самую малую нагрузку.

Вертикальная нагрузка, которую может нести данное колесо не зависит от типа спицовки, а зависит только от количества спиц и их диаметра.

Как видим, вес такое колесо будет способно выдержать в точности тот же, а вот при прокручивании обода вокруг ступицы, спицы будут тянуться просто дико. При чем не только спицы нагружаются, но и посадочные отверстия для спиц в ступице и ободе будут ускоренно разбиваться.

Если  в тупую увеличивать количество спиц, нагрузка на них может уменьшиться, и при эксплуатации не выходить за пределы деформирующей, но при этом и вес колеса увеличивается тоже серьезно, а это нам не в плюс все таки. Да, такое колесо может и будет ездить, но рисковать постоянным обрывом спиц как-то не хочется. Да и сравнивать между собой мы должны одинаковое количество радиальных и перекрещивающихся спиц.

Единственный случай, где безболезненно может применяться радиальная спицовка, это или тачка для перевозки кирпичей, или переднее колесо чеппера, у которого нет передних тормозов. Но тогда переднее колесо будет с одной спицовкой, а заднее с другой? Не красиво.

Долго ли проездит такое колесо — это большой вопрос.

Комменировать, сомневаться.