Оглавление

Способ проверки геометрии рамы.

Один из способов. Возможно не оптимальный, но «в гараже на коленке», наверное, самый простой и точный.

Вот только следует уточнить сразу: это работает после проверки угла рулевой колонки. Если моц ровненько вошел в препятствие, рулевую могло согнуть назад тоже ровно (теоретически, но вероятность все же есть) и тогда Размеры А и В будут по прежнему одинаковы, как и размеры С и D, но рама-то деформирована, что и будет подтверждаться изменением угла рулевой колонки.

Можно подумать, что самый простой способ проверки геометрии, это прижимание паралельных реек к заднему колесу и проверка растояни от них до переднего колеса. Так мы вроде бы проверяем находятся ли наши колеса в одной плоскости.

Только вот представьте себе, что маятник провернут при взлгяде сверху по часовой стрелке (например левую точку крепления маятника увело вперед), то есть вроде как плоскость заднего колеса должна была уйти вправо от переднего колеса, но в то же самое время рулевую колонку выкрутило и переднее колесо ушло тоже вправо. Сама вилка как бы немного при этом наклонена влево, но на глаз этого не видно. В таком случае низ колес вполне может оказаться на одной прямой, но вся геометрия будет не пойми что в итоге…

У меня такое было. При переварке рамы на глаз и на коленке. Вроде низ колес на одной линии, но все вместе кривоооооеееее…….

control_frame1Проверить состояние рамы и ее геометрию можно, воспользовавшись парой метровых резьбовых стержней (двенадцатка наверное оптимальна), и четырьмя конусами (если конусы без резьбы, тогда еще понадобится четыре гайки). Резьбовой стержень обязан быть ровным (проверяется при прокатывани его по ровной поверхности, по стеклу) и на концах хорошо бы обточить на конус миллиметров 20. Это поможет при измерениях.

control_frame2Во втулках крепления маятника крепим задний стержень так, чтобы слева и справо от рамы остались хвостовики стержня одинаковой длинны. Предполагается, что втулки крепления маятника у нас уже на одной оси и на одинаковой высоте над базой.

Базой может служить поверхность стапеля, стола, или пола, главное, чтобы эта поверхность была ровная.

Размеры на рисунках показаны условно, просто для примера.

В рулевой колонке стержень надо закрепить на такой высоте, при которой расстояние от верха и от низа переднего стержня, до середины заднего стержня — будет одинаковое.

На этом этапе возникает вопрос с линейкой. Рулетка провисает, а линеек длинной хотя бы полтора метра еще надо поискать. Да и метровую покупать ради одного измерения было бы не логично.

Если закрепить ленту рулетки на ровной и не гибкой рейке, в принципе получится такая себе импровиз-линейка нужной длинны, которой мы сможе промерять все, то нам понадобится промерять.

Прежде всего проверяем одинаковое ли расстояние от краев заднего стержня до рулевой колонки. Это покажет провернуты ли точки крепления маятника. Если размер от левой стороны заднего стержня до рулевой колонки окажется больше правого размера — это значит, что точки крепления маятника провернуты вокруг вертикали и либо правую втулку нужно подать назад, либо левую вперед.

control_frame3

Теперь можем промерить четыре размера между краями стержней, и это покажет не завалена ли рулевая колонка. На рисунке все четыре размера оказались одинаковыми. Но это же рисунок в компьютере, тут и не могло быть иначе.

В реальности же, если, например, размер а меньше, чем размер b но при этом размер С больше, чем размер D , тогда у нас рулевая колонка завалена, и переднее колесо будет уведено влево. При прикладывании планок, как описано в начале статьи, мы можем решить, что у нас маятник провернут, но на самом деле таки завалена рулева колонка.

Следует упомянуть так же, что измерения должны быть достаточно точными, но и до микрон тут мерять не придется.

control_frame5В случае заваливания рулевой колонки всего на один градус, мы получаем смещение переднего колеса в сторону где-то на 9мм, а разность размеров при измерении чуть меньше 8мм.

control_frame6При провороте задней шпильки на один градус, плоскость заднего колеса уходит от середины переднего колеса на 18мм, тогда как разность размеров мы увидим немного поменьше — 15мм.

Таким образом сможете вы обеспечить точность измерений до десяток — честь вам и хвала, получится уложиться при измерениях в миллиметр — в нашем случае тоже нормально.

Ровный маятник, правильно собранные колеса — это тоже большие плюсы к общей картине геометрии мотоцикла.

Вот только следует дополнительно уточнить: это работает после проверки угла рулевой колонки.

Угол рулевой промерить сложнее, понимаю, но тут уж каждому самому решать на сколько нырять в выполнение поставленной задачи.

Имея простейшие навыки в чертежной программе можно также понять и вынос и базу и сравнить их с заводскими характеристиками змеряемой можли. Это для тех, кто меряет заводские рамы.

Если моц ровненько вошел в препятствие, рулевую могло согнуть назад тоже достаточно ровно (теоретически, но вероятность все же есть) и тогда Размеры А и В будут по прежнему одинаковы, как и размеры С и D, но рама-то деформирована, что и будет подтверждаться изменением угла рулевой колонки.

При большом желании можно наверное нарыть справочники для разных мото, где указана длина стержня под рулевой колонкой и величина А и В для разных мото. Мне не попадались, но вот Дима Фанатик говорил, что во франции спецы измерители рам пользуются такими справочниками.

Комментировать, советовать.