Оглавление

Моноамортизатор.

Есть у меня кой-какие мыслишки на счет моноамортизатора.

Самодельщику от моноамортизатора надо что? Чтобы пружина держала и чтобы колебания демпфировались. Мне часто бывает немного грустно от того, что люди тратят уйму усилий на внешность, но достаточно мало внимания уделяют функциональности. Мотоцикл, который не ездит толком - не может быть живым. Максимум — поделка для витрины. Незавидная участь.

Если попытаться взять стандартный МТшный аморт в качестве моно, то его демпфирующих свойств окажется не достаточно, даже если пружину поменять на более жесткую, или установить их две, то есть одну МТшную, другую «вокруг» нее от какой-нибудь малолитражки. Пружина держать будет, но демпфирование — под большим сомнением.

Как говорится «по бедности» такое делают. И оно иногда ездит, но…
Но вопрос качества родных амортизаторов остается открытым.

При этом, если следить за ростом цен на ЗЧ, то связываться с родным амортом тем более не захочется.

Что я собственно для себя удумал? Ну прежде всего, еще до того как говорить о конструкции узла, давайте обратим внимание на то, что сам амортизатор служит тем дольше, чем более
вертикально он установлен.

Почему?

Ну а как вы считаете, при езде его разве не трясет? И если аморт уложен горизонтально, или под большим наклоном, то разве его в том месте, где шток заходит в сальники не трясет как говорится «на излом»?

С другой стороны, в обычных амортизаторах ( я имею ввиду не рюкзачного типа) всегда есть какое-то количество воздуха. И чем больше вы наклоняете амортизатор при установке, тем меньше у него шансов нормально работать. Из этого всего делаем для себя вывод о том, что случайно взятому амортизатору легче (ресурснее, долговечнее — как угодно) живется, если он
стоит на мотоцикле вертикально.

mt_mono7mt_mono1

К сказанному хочется также добавить, что очень желательно, чтобы нагрузка на амортизатор передавалась строго вдоль его оси. На рисунке показано три положения амортизатора, но рычаги подобраны так, чтобы он при этом двигался строго вдоль своей оси, то есть чтобы его не трясло при работе вперед-назад по ходу мотоцикла и не возникала нагрузка на излом штока.

Что ж до того, из чего его сделать, то тут на ум приходит волговский аммортизатор от монро (на фото не показан пластиковый кожух штока, который там есть при продаже). Вполне ясно, что он не разработан специально для наших целей, и его установка скорее будет неким компромиссом, но…
mt_mono2Если вы будете устанавливать его не тупо в начале маятника, а через рычажную систему, то это вполне реально сделать так, чтобы рычаги обеспечивали нужную вам нагрузку за счет уменьшения/увеличения хода самого амортизатора.

В моем случае из 130-140мм хода амортизатора будет использовано всего 80. В вашем случае будет так, как нужно вам, и как вы для себя продумаете рычаги, тут уж за вас я ничего продумать не смогу.

Что ж до самой установки, то…

Установить его — дело не хитрое. Вопрос в том, как закрепить на нем пружину. Кто-то попытается приварить упоры для шайбы. Но в случае с не разборным газонаполненным амортизатором такие попытки мягко говоря….

Кто-то просверлит, сольет масло и потом проварит стопор для шайбы. Потом приварит штуцер, зальет масло и даже накачает газом вместо воздуха. Но поскольку все масло вымыть вряд ли удастся, то внутри амортизатора останется нагар от масла, окалина от прогретого насквозь металла и проч. Как это все скажется на его работоспособности — гадать не приходится.

Кто-то нарежет резьбу. Но всетаки стеночка там не так чтобы слишком, да и не идеально круглая ( он сделан из сварной трубы), то долговечность резьбы с шагом максимум 1мм, при необходимости контрить шайбу — снова под вопросом.

mt_mono3mt_mono4Я себе сделал проще.

Взял кусок нижнего стакана от телескопической вилки МТ, у которого внутренний диаметр оказался незначительно больше чем диаметр корпуса амортизатора, прошлифовал этот кусок стакана так, чтобы с одной стороны можно было одеть шайбу-упор для пружины, а с другой… Впрочем, с другой стороны делать ничего не обязательно, возможно оно и не понадобится. В этот кусок стакана со стороны штока будет вварено кольцо, которым стакан и будет опираться на амортизатор через резиновую шайбу.

Вверху штока амортизатора есть уступ и резьба, которые будут использованы для фиксации верхней шайбы пружины. Никаких сухарей не будет. Просто собирается пакет деталей и на край штока закручивается самоконтрящаяся гайка.

Пожалуй, недостатком будет то, что одеваемая на амортизатор сварная деталь (тот самый кусок стакана от вилки) немного увеличивает неподрессоренную массу, но мне кажется этим в данном случае можно пренебречь.

Возвращаясь к нижней части одеваемой на амортизатор детали, то мне лично она нужна про запас, как говорится. Дело в том, что я собираюсь использовать пружину из проволоки 10мм, 66мм наружного диаметра, и 180мм длинны.

Если этой пружины окажется не достаточно по жесткости, у меня заложен хороший резерв по ее преднатягу (для этого достаточно опорную пружину заменить на более толстую или использовать проставки чтобы ее приподнять). Если этого резерва будет не достаточно, или если мне захочется обеспечить амортизатору большую прогрессивность, тогда я на верхней шайбе пружины закреплю трубу, условно скажем — чехол для пружины, у которого внизу будет закреплен сальник.

mt_mono5Деталь, которую мы одеваем на аморт, придется хромировать заранее. Можно попробовать ее сделать из нержавейки, пусть уж будет мягкая (сальник ее через какое-то время поест наверное, хотя и не факт что быстро) но зато не будет кородировать.

Таким образом, с использованием сальника мы получим значительную прогрессивность самого амортизтора, и получим мы ее в плюс к рычагам, на которых будет установлен сам амортизатор.

Само собой разумеется, что при этом конструкция значительно усложняется, из-за необходимости герметизации деталей резиновыми кольцами. Но поскольку подкачивать аморт никто так уж сильно и не собирается, то есть в начальном положении в нем не будет избыточного давления, то требования к уплотнениям не столь жесткие.

При закрытом варианте можно при сборке налить немного масла в «кожух пружины, чтобы сальник лучше работал.

В каком-то смысле (не в общепринятом) система получается картриджная, и будучи изготовлена однажды, в дальнейшем может потребовать не ремонта, а простой замены амортизатора как картриджа. Поскольку никаких доработок в стандартную деталь не закладывалось, то и ее замене ничто не помешает.

Комментировать.