Оглавление

Тавродиск сцепления.

mt_tavr_st1Как выглядит пакет дисков стандартного сцепления, думаю, все знают.
Почему решил сменить два ведомых диска на одни от таврии – не знает наверное толком никто, даже я. Ну, гламурно — это да. Ну, гасит немного удары при передаче момента с коленвала на коробку. Особенно, если маховик облегчался, то рвыки усиливаются, а пружинки ведомого диска — призваны это немного компенсировать. То есть в итоге — ради ресурса коробки.

Если бы сразу же планировалась установка стартерного венца, для которго надо укорачивать пальцы сцепления (чтобы не срезать центрующие приливы картера КПП), тогда установка одного диска вынужденная мера. Ведь при укороченных пальцах ход дисков сцепления уменьшается, и нормальной работы механизма может не получиться, а одному диску и хода сцепления надо меньше.

С установкой такого диска получить возможность выкинуть резиновую шайбу после коробки — не планировалось. Мне кажется, пружинки тавродиска слабоваты для этого. Может быть, я и ошибаюсь.
mt_tavr_st2mt_tavr_st5Тем не менее — мотор уже немало проехал именно с этим диском.
Чтобы его установить, нужно срезать заклепки, и разобрав тавродиск, избавиться от шлицевой втулки. на ее место надо прикрепить к центральной шайбе пару наших втулок, предварительно проточенных.

Таврическая шлицевая втулка выпрессовывается из центрального диска тремя ударами молотка. Саму пластину даем токарю, чтобы проточил внутреннее отверстие, или срезаем-стачиваем зубчики вручную.

На наших стандартных втулках нужно проточить полтора миллиметра, или чуть меньше, со стороны фасок на отверстиях, и диаметр обеспечить такой, чтобы они запрессовывалась в центральный диск.
mt_tavr_st3mt_tavr_st6На схеме также показана новая центрирующая втулка (справа). Ее нужно изготовить так, чтобы она напрессовалась на МТ-шную шлицевую втулку. В свое время я этого не сделал, теперь вот буду доваривать шайбу слева, со стороны маховика.

Дальше становится интереснее. МТшниые втулки нужно не только запрессовать, но и закрепить в центральной пластине. Для этого в последней, нам понадобится просверлить восемь отверстий, диаметром 5мм. Пластина в принципе прокалена. Берем победитовое сверлышко, убираем на нем боковую режущую кромку. Далее, используя наши проточенные втулки как шаблон и как направляющую для сверла, поливая потихоньку масличком (лучше эмульсией, если есть) — сверлим центральную пластину при очень маленьких оборотах. Поскольку отверстия попадают на кромку металла, сверла испытывают бешеную боковую нагрузку. Я угробил четыре победитовых сверлышка :))))…
mt_tavr_st4Когда будете монтировать втулки в центральный диск, обратите внимание на то, что их нужно провернуть так, чтобы совпадали и отверстия двух втулок и их шлицы. Это важно, сами понимаете.

После такой переделки, сцепление ездило с такой последовательностью дисков (показана на схеме выше): выжимной, промежуточный ведущий из стандартного набора, ведомый (уже таврический), и ведущий, который к пальцам маховика прикручивается. Ведомый диск может упираться в коробку (как и в случае использования москвичевского) поэтому возможно придется укоротить пальцы маховика. А можно просто поставить еще один промежуточный ведущий. Между ведомым (уже таврическим) и ведущим, который к пальцам маховика прикручивается. Но это утяжелит весь набор, что может сказаться на динамике.
mt_tavr_st7mt_tavr_st8Если стоит задача облегчения, тогда нужно просто фрикционный материал диска сделать в два раза толще. Или сделать его толще со стороны маховика, и укоротить пальцы сцепления на 3-4мм. Последнее предпочтительнее, если на пальцы маховика будет крепиться венец стартера. Чтобы сделать материал толще — можно подложить шайбу, а можно наклепать еще один фрикцион.
В моем случае получилось так, что на родных фрикционных шайбах по шесть отверстий, а на новокупленных их по девять.

В итоге было высверлено три заклепки (через одну) из тех, что держат диск, который ближе к маховику, и на их место поставлены заклепки совместно с дополнительным диском-утолщением.
Потом через все просверлил еще шесть отверстий и поставил заклепки. В итоге получился такой вот многозаклепочный диск, толстый с одной стороны. Пальцы маховика были укорочены еще раньше. На фото показано так же место, куда придется вварить центрирующую шайбу. Втулка в ней будет проворачиваться, но удерживаться на оси диска.

Переделывание диска сцепления от таврии — не единственный способ модернизации узла. Можно с тем же успехом взять диск даже от восьмерки, обточить по наружному диаметру (восьмерочный больше, чем нам нужно), поменять внутреннюю втулку и т.д. Можно взять наш диск, пойти на рынок и попробовать подобрать что-то от иномарок (правда при этом цена может немного удивить).

mt_tavr_st10mt_tavr_st12Но самое простое: это найти ведомый диск сцепления от 408-го москвича, которому даже втулку менять не прийдется, у нее шлицы точно такие же как и в МТ. Втлуку надо будет только укоротить, чтобы она при работе не упиралась в коробку. Я такой диск использовать не пробовал, поэтому привожу фото из форума.

За счет того, что рабочий ход рычага сцепления у нас теперь может быть в два раза меньше, мы можем поиграть с длинной рычага, и этим компенсоровать увеличившееся усилие на рычаге, при установке усиленных пружин на таком сцеплении.

Комментировать.