Оглавление

Регулируемый редукционный клапан.

Вообще нельзя порегулировать свойства клапана пытаясь растягивать или обжимать пружинку. От холодной деформации свойства пружинки толко ухудшаются, а с правильным прогревом мало кто может деформироватьпружинку как оно должно быть.

Играясь с разными редукционными клапанами, в том числе с регулируемым, я пришел к выводу, что глобально регулировать клапан можно только путем замены пружинки. Но по минимуму удается менять давление в системе, если под клапан подкладывать шайбы.

Если же сделать клапан в отдельном корпусе, и оставить возможность поджимать пружинку в широких пределах, выбрав при этом заведомо жестковатую пружину — тогда кое-как подстраивать давление в системе все же можно.

Когда я мастерил очередной кронштейн фильтра, на нем было предусмотрено соорудить редукционный клапан, чтобы прямо с него масло уходило на термостат и далее на радиатор или в мотор.

oil_klap_reg1Чтобы сделать клапан регулируемым, его корпус был сделан увеличенной длинны и была выточена специальная пробка клапана. Поскольку пружинка опирается на пробку, то при выкручивании/закручивании последней по резьбе, пружинка, естественно, немного поджимается или освобождается. Чтобы пробка не текла, в ней предусмотрено устанавливать резиновое колечко. Чтобы ее нечаянно не выкрутить больше чем нужно, то есть чтобы резиновое уплотнение не вышло в зону резьбы, на пробке резьба не на всю длину. То есть при выкручивании пробки, если показалась ее резьба — это сигнал о том, что больше освобождать пружинку некуда, дальше только разборка. Будет лучше, если колечко будет сидеть плотно в клапане, то есть при завинчивании пробка и резиновая круглая манжета создает хорошее сопротивление. Так же поверхность стенки внутри корпуса клапана должна быть проточена с хорошей чистотой обработки, чтобы колечко могло служить подольше.

Опыт показал, что клапаном я воспользовался только один раз, чтобы установить рабочее давление на 4атм, и больше клапаном не пользовался. Но при этом без него мне пришлось бы несколько раз разбирать клапан в попытках угадать количество подкладываемых шайбочек.

С другой стороны, если пружина будет долго находиться в сжатом состоянии, она постепенно станет терять свои свойства, и рабочее давление, удерживаемое клапаном станет уменьшаться. В этом случае будет удобным немного поджимать пружинку на регулируемом редукционнике.

oil_klap_reg2Чтобы увеличить ресурс пружинки в разы или даже на порядок, клапан надо делать иной конструкии. Но при этом надо быть на 100% уверенным в качестве и чистоте масла, ибо такой клапан более чувствителен к механическим примесям, и может даже подклинивать. Правда, при подклинивании катастрофы не ожидается, ведь застрявший шарик рано или поздно выдавится в сторону пружинки и механическая частичка уйдет на слив из редукционника, но все таки фильтр перед насосом в этом случае обязан быть, даже, еслиэто будет просто мелкая металлическая сеточка.

За счет чего достигается ресурс пружинки и, как следствие стабильность давления при эксплуатации? В данном случае за счет того, что при выключенном моторе шарик утоплен глубоко в тоннэль, и пружинка полностью распрямлена. При замуске мотора и постепенном нарастании давления, шарик отдавливает пружину, но не начинает при этом перепускать масло до тех пор, пока не сожмет пружину до нужного давления в системе. То есть «вокруг» шарика три отверстия разного диаметра: одно меньше шарика, и оно образует седло клапана, второе (тоннэль шарика) на сотку-две больше диаметра шара, и полость пружины на один-два миллиметра больше шарика(и пружины в том числе).

IMG_5884

Следует ли напоминать, что отверстие выхода масла обязано быть меньше шарика, чтобы последний не «ушел гулять» по системе. У меня на выходе было не одно, а три маленьких отверстия (четверочки в диаметре), «вокруг» которых была приварена выходная футорка с резьбой.

В случае же, если вы не собираетесь делать регулируемый редукционник и выводить его из мотора наружу, а вам просто надо приблизительно определить какое давление будет держать ваш стандартный клапан внутри мотора, вам нужно знать диаметр выходного отверстия, которое перекрывается шариком, и длинну пружинки в клапане, то есть в сжатом рабочем состоянии. При чем не диаметр канала, и именно тот диаметр, который перекрывается шариком, и не длинну пружинки вообще, а тщательно измеренную и высчитанную рабочую длинну пружинки, то есть ту длинну, при которой она работает, и при которой клапан начинает открываться.

Так вы, зная площадь сечения в см2 (для этого надо диаметр отверстия возвести в квадрат, множить на 3,14 и разделить на 4), и усилие, которое развивает пружина при рабочей длинне, сможете определить давление, которое будет поддерживаться в системе.

Для тех, кто умный, усилие пружинки можно конечно и посчитать. Приблизительно, конечно, ибо не ясно еще из какой точно стали сделана пружинка, ее усталость и проч…


Поэтому для тех, кто сообразительный, берем штангель, выставляем его глубиномер (это такой штырек в заду штангеля) на ту же длинну при которой пружинка установлена в клапан, одеваем на глубиномер пружинку, идем к электронным весам и нажимаем на них пружинкой, обжимая ее до касания глубиномера тарелки весов. В момент касания смотрим на показания весов.

oil_klap_reg3

oil_klap_reg4

Атмосфера нашего давления — это давление приравненное к усилию в один килограмм на площадь в один сантиметр квадратный. Допустим у нас канал 8мм (шарик при этом 9мм) в диаметре. Его площадь приблизительно 0,5см2. Таким образом, при рабочем усилии на пружинке в 2,3кг мы имеем рабочее давление 4,6 атм. (тоесть 2,3/0,5) Или если например шарик у нас диаметром 11мм, а перекрывает он отверстие 10мм, тогда площадь сечения 0,785см2 , а мы намеряли усилия на пружинке при ее рабочей длинне 2,950кг, тогда клапан будет открываться при давлении больше чем  3,7 атм. При этом в системе будет держаться именно давление в 3,7 атм, если конструкционно нигде никакие пробки, «жиклеры» и затыки этому не будут мешать дополнительно.

Комментировать.