Оглавление

Штанги ГРМ.

Как должен работать толкатель? Он должен передавать усилие от распредвала через штангу и коромысло к клапану. Чтобы работать хорошо, толкателю нужно нормальное посадочное место, чтобы он не заедал в нем будучи смазан маслом, и чтобы мог вращаться. Последнее нужно для его равномерного износа, и для того, чтобы масло попадало в головы хотя бы тогда, когда выборки на токателе направлены вверх/вниз. Если толкатель перестанет вращаться в положении, когда выборки расположены по бокам — все: хоть какой-то предполагаемой (не могу назвать ее нормальной, пусть хотябы предполагаемая будет) подачи масла в голову через эту штангу не ждите. И смазки коромысла, и хоть малехонького но охлаждения головы от масла. Разве что на стоянке в левую голову самотеком натечет через сливную трбку.

Плюс — не равномерный износ самого толкателя на его пятке полосой, такой след оставляет распредвал.

Плюс — вероятность износа посадочного под толкатель в картере.
mt_shtanga1mt_shtanga2К чему я это все говрю в очерке про штанги? Ответ на фото: вы видите толкатель, который висит на штанге, и который не удалось так запросто с нее снять. Штанга в толкателе шаталась, но ни выходить из него, ни проворачиваться не хотела. Будет ли при этом вращаться толкатель? Нет конечно же. На пятке толкателя был характерный такому раскладу след от кулачка распредвала: полоса вместо кольцевой выработки. Почти не заметная, но все же уже обозначилась.
Как так получилось? Наконечник штанги был мягковат (термичка видимо сделана абы как, если она там вообще сделана), да еще и плохо обработан, вот его в гнезде толкателя и расклепало немного. У него даже форма изменилась: предполагаемый сферический наконечник стал чем-то вроде сферы с конусом. На втором фото он слева. Рядом с ним такой же плохо обработанный наконечник, но сумевший сохранить лицо, тоесть форму. На фото два левых наконечника — они какие-то и впрямь «левые» по чистоте обработки сфер. Правые два — явно покрасивее выглядят. Сказывают, что когда на заводе сломались станки по шлифовке сфер, их делали просто на наждаке. А че? Люди у нас на заводе мастеровые, куда уж нам в гаражах.
mt_shtanga3Что можно сделать? Сменить. Если нечем — пробовать зашлифовать. Если хорошо пилится натфилем — все таки лучше сменить. Почему то кажется, что найти старые завалящие, которые окажутся лучше новых — у вас все таки получится.
Стержень штанги. С него для проверки прийдется снять наконечники. Можно не снимая попробовать прокатить штангу по ровной поверхности, но это будет приблизительная оценка ее кривизны/ровности. Стержень без наконечников, будучи положен на ровную плиту, не должен давать возможности пройти под собой щупу в две десятки. При несильном изгибе допускается выравнивание ударами через мягкую оправку. Из мягкой меди или мягкого алюминия.
mt_shtanga4Верхняя штанга на фото серьезно потерлась, и видимо при ремонте была перевернута, и потерлась еще раз на таком же расстоянии от наконечника. Езить-то она ездила, но лучше такое менять.
Есть предположение, что потерлась она о толстую шайбу, которая подкладывается под гайку крепления головки цилиндра.
Это место нужно проконтролировать при пробной сборке мотора. Прижать голову достаточно просто гайками, чтобы не морочиться лишний раз с установкой/извлечением шайб под гайками, но вот для штанги как раз важно, чтобы головы «временно» ставились именно с шайбами под гайками, ведь штанга может доставать именно до этой шайбы.
Если родные штанги согнуты (хотя у меня такого не было), или не годятся к дальнейшему использованию из-за забоин, потертости и прочего, то можно переточить волговские (газелевские).

Если уж бежать к токарю с волговскими, то лучше тогда заодно перетачивать их не в пруток (тогда и вовсе можно попробовать не точить) а в веретено, чтобы придать прутку больше устойчивости посередине.
mt_shtanga6mt_shtanga7

Ведь именно изгибаясь посередине, штанга достает до кожуха и мы слышим непонятное цокание, при том, что все зазоры в ГРМ у нас в порядке.

Волговская штанга (газелевские и проч тоже, но длинее, хотя для обтачивания — подойдут) в диаметре 9,2-9,3мм. Наша — на миллиметр тоньше. Один из Волговских наконечников, или оба, придется сменить на наши стандартные.
Длинну проверить и подкорректировать по месту так, чтобы регулировочный болтик был как можно глубже ввернут в коромысло.
По всей логике можно делать минимальный диаметр веретена (то есть по караям) даже не восемь, как у нас, а семь миллиметров, но я вообще-то таки побоялся.
При пробной сборке поршневой (вы все равно будете проверять обьем камер сгорания), собирайтее ее без резинок, уплотняющих кожухи штанг. Убедитесь в том, что при прокручивании мотора, штанга ни к чему не прикасается: ни сверху к кожуху штанги, ни снизу к кожуху или же к шайбе гайки крепления голов. Сверху штанга перемещается относительно кожуха вверх/вниз, ближе к коромыслу — влево/вправо.

mt_shtanga8При работе штанга совсем немного изгибается, и лучше, чтобы между ней и кожухом были небольшие зазоры в любом положении толкателя и коромысла, а иначе на штанге могут появить не нужные нам дефекты. Если зазоры малы, то можно немного отрихтовать положение кожухов, а внизу попробовать подобрать шайбы коромысла иной толщины, чтобы коромысло сместить в нужную сторону: вверх или вниз.

Комментировать.