Оглавление

Сапун, и идея с лепестковым клапаном.

Задача сапуна самого по себе описана просто и понятно в мануале к Валую (это еще 42 год прошлого столетия, если помните):

Одновременное движение поршней к нижней мёртвой точке создаёт в картере двигателя повышенное давление. Для того чтобы в этот момент не происходило выбивания масла через прокладки и сальники, полость картера через сапун сообщается с атмосферой.

Но когда поршни движутся к верхней мёртвой точке и в картере создаётся разрежение, сообщение картера с атмос­ферой прерывается, для того чтобы в картер не засасыва­лись пыль и влага.

Наивно думать, что в стандартном Днепре сапун открыт пока поршни сближаются, и закрыт, когда расходятся. В нашем случае, это означало бы, что сапун каждый раз при сближении поршней выкидывает из мотора излишки газов, а в ВМТ не малое разрежение образовывалось бы внутри картера из-за дефицита наших 650-ти кубиков обьема.

Так же наивно полагать, что через сапун газы, покидают картер при схождении поршней и возвращаются в картер при удалении поршней друг от друга. При таком варианте, если бы мы одели например полиэтиленовый кулек на трубку сапуна, то он постоянно то надувался бы, то снова втягивался бы в трубку. Но этого не происходит.

То, что газы втягиваются в картер через сапун — это самое большое заблуждение про работу сапуна выращено в инете людьми, которые увидев фильтрик на сапуне автомобиля, решили, что этот фильтрик там нужен, ибо газы попадают через него в картер.

Не совсем так. Во первых в автомобильном моторе обьем картерных газов почти не меняется из-за «встречного» движения пар поршней. Во вторых, в автомобиле задача сапуна не в работе с внутрикартерным давлением газов, а только в том, чтобы не дать маслу выйти вместе с теми газами, которые прорвались в картер сквозь поршни. Зачем тогда там фильтр? При охлаждении мотора давление в картере падает и какая-то порция воздуха проникает в картер через сапун.

К тому же отдельный фильтрик — это часто последствия тюнинга. При выбрасывании воздухофильтра, в корпус которого раньше шла трубка от сапуна, и установке нулевика, сапун по прежнему остается, и с ним надо что-то делать. Вот и одевают фильтрик.

Вот некоторые и решили, что нам на сапуне тоже необходимо ставить воздушый фильтр, чтобы пыль не всасывалась в мтор…

Обычно в ДВС сапун организован так, чтобы в двигателе в среднем поддерживалось небольшое разрежение. Но это совершенно не означает, что сапун позволяет двигателю втягивать в себя атмосферный воздух. Если бы картер дышал сквозь сапун, то сапун сам по себе не понадобился бы, было бы просто отверстие после некоей вращающейся детали, задерживающей масло.

Если мы в днепре оденем на трубку сапуна полиэтиленовый кулек, он будет наполняться достаточно постепенно, совсем понемногу надуваясь, и не более. Большой пульсации мы не увидим.

Это значит, что наш двигатель таки дышит сапуном совсем немного, выбрасывая излишки газов (ту чать газов из камеры сгорания, которая прорвалась сквозь кольца).

Но в нем сапун открыт не в НМТ, не в ВМТ, и уж тем более не постоянно.

Когда же он открыт? А он открыт небольшой промежуток времени, где-то посредине хода поршня, но со смещением к НМТ для создания небольшого разрежения в среднем. То есть это значит, что когда поршни сходятся, то образуется излишнее давление чуть меньшее, чем разрежение при приходе поршней к ВМТ.

Условно говоря, при поршнях в НМТ мы имеем 250 кубиков лишнего газа в картере, а при приходе поршней к ВМТ иы имеем недостаток кубов в 300. В этом примере сто кубиков не потерялось, мы просто учитываем время открытого состояния сапуна.

Теперь о лепестковом клапане.

Работоспособность такового зависит от его жеткости, от давления, при котором он открывается.

Если предполагать, что клапан практически не сопротивляется его открыванию картерными газами, тогда в движке будет разрежение, порожденное нехваткой 650 кубов внутреннего обьема. Но так не бывает, клапаны имеют какую-то изначальную жесткость, они сопротивляются открыванию, а значит в картере будет дефицит уже не 650 кубов обьема, а меньшего. На сколько меньше зависит от жесткости применяемого клапана.
Если сделать клапан очень уж жестким, тогда в картере будет нагнетаться излишнее давление до тех пор, пока оно не станет больше того, которое способно открывать клапан. так туда и четыре атмосферы накачать можно, если клапан совсем зажать…
А это значит, что можно найти и какую-то среднюю жесткость клапана, при которой давление внутри картера будет сохраняться таким же как и было при стандартном сапуне.

Вот только маслоуловителя лепестковый клапан не имеет…

Создавать в картере большое разрежение нет смысла потому, что газы из камеры сгорания будут веселее пролетать сквозь кольца, ибо со стороны картера появится подсасывающая сила.

Минус большого разрежения так же в том, что мотору надо преодолевать это разрежение, чтобы «распихать» поршни к ВМТ, а это немного, да снизит КПД мотора, а возможно и заметно снизит.

Независимо от типа сапуна, следует помнить следующее: при повышенной дымности из сапуна, следует готовиться к ремонту поршневой, ибо чем хуже поршневая, тем больше газов прорывается из камеры сгорания в картер, тем больше газа должно выйти из сапуна, а с картерными газами уже и масло (масляный туман) захватывается.

В любом случае установка лепесткового клапана обсуждалась на форуме.