Оглавление

ВАЗ-пальцы.

В какой-то момент обнаружилось, что диаметр пальцев стал недостаточен для качественной сборки мотора, да и бронзовая втулка в шатуне немного поизносилась. А хотелось же собрать мотор хорошо во всем.
Это потом оказалось, что при хорошей геометрии и чистоте поверхности в отверстии и на пальце, детали хорошо работают в паре, даже если пальцы запрессовываются очень туго, но от усилия руки. Ну, могут простукивать иногда на разгонах, или при неверно выставленном зажигании — ну с кем не бывает. На тот же момент считалось правильным палец замораживать в воде, а поршень нагревать перед запрессовкой. Наливать в него бензина и ждать пока выгорит. Как только выгорел, или почти перед этим лед с пальцем разбивать и успеть прессовать. Не успел — заново.
Ну вот скажите мне, почему хороший жигулевский поршень продается вместе с пальцем, который, будучи смазан маслом, от собственного веса опускается в отверстие поршня, а вот нам обязательно его нужно запрессовывать нелюдскими усилиями?
Личное дело каждого, какие натяги выбирать, ведь там водянка, а у нас воздушник и все такое. Разговор о другом.
Если во втулке шатуна прослаблен диаметр под палец, то для исправления ситуации можно или поменять палец на ремонтный размер, или втулку шатуна перепрессовать.
Перепрессовывать втулку и разворачивать ее, или только развернуть втулку, сменив палец?
Было решено сменить палец.

Попытка подобрать в при-мото-заводском магазине пальцы — к успеху не привела: предоставленные к выбору экземпляры, уступали имеющемуся хоженому несколько соток в диаметре. К тому же чистота шлифованной поверхности продаваемого товара оставляла желать лучшего, и качество термообработки или его наличие — было тоже под сомнением, судя по необработанным поверхностям. Было решено (и даже выполнено) осуществить хромирование пальцев, с последующей шлифовкой. При хромировании всегда остается опасение, что хром будет положен не качественно, и отпадая кусочками сильно навредит мотору. Не понравились и ощущения от трения хромированной поверхности пальцев о бронзу. Как-то оно со скрипом, хотя чистота поверхности пальца вроде бы и приличная. Так те пальцы и лежат на полочке, даже при том, что под них тогда были развернуты поршни и втулка шатуна. Ну — будем считать, что мы потренировались в разворачивании деталей.

От осмотра же потенциального заменителя, ВАЗовского поршневого пальца, осталосьнамного более приятное впечатление. К тому же эти детали были в наличии и ремонтных размеров.

Это могло спасти ситуацию в том случае, если при разворачивании втулки в шатуне или отверстий в поршне, оные будут прослаблены. Но было и одно Но. ВАЗовские пальцы — длиннее, чем нам нужно. Это решилось на токарном станке довольно таки быстро. Болгарка и наждак не менее результативно справились бы с такой задачей, потребовав только большой аккуратности с деталями, но все же токарный есть токарный. Укорачивал потому, что хотел использовать контровочные шайбы.
mt_pal1Не помню, влезли бы пальцы по длинне или всеже потребовалось бы их укорачивать при использовании капролоновых заглушек вместо контровочных колец в поршнях. С другой стороны, длинна — это лишний вес. Вес можно также уменьшить, сняв фаски внутри пальца немного меньше, чем на длинну бобышек и толщину пальца. Если бы использовались более легкие поршни, то можно было бы еще немного проточить палец изнутри.
На фото показаны слева направо: родные пальцы, такие же, но хромированные, и ВАЗовские.

При разворачивании отверстий под палец разверткой, есть смысл не забывать о том, что раздвижная развертка (собственно, правильнее говорить — любая развертка) делает не круглое отверстие, а многогранное, по количеству ножей на развертке. При ручной обработке отверстий, нам будет сложно получить геометрию и чистоту поверхности для того, чтобы » палец, будучи смазан маслом, от собственного веса опускался в отверстие в поршне», поэтому следует все же давать натяг побольше, даже при дохонинговывании отверстий.
Обратите внимание, что если будет куплена развертка Н7 специально для жигулевских пальцев, то она для шатуна хороша, но для поршней великовата.
Ошибка при разворачивании поршней может серьезно ухудшить правильность их работы, а вот при разворачивании втулки шатуна ни в коем случае нельзя нарушить требуемую параллельность осей вкладышей и втулки.
mt_pal2При монтаже/демонтаже пальца, ни в коем разе не бейте по нему молотком. Во первых так можно сделать забоину на пальце, и он уже не влезет в поршень, во вторых — так можно согнуть шатун.

Если нет специальных приспособлений, воспользуйтесь хотя бы простейшим съемником для выпрессовки и резьбовой шпилькой с гайками и шайбами для запрессовки. Благо — самых
разных резьбовых шпилек на базаре сейчас не дефицит, как и гаек.