Оглавление

Заводим коленвал в картер.

Время от времени всплывает вопрос: как засунуть коленвал в картер не снимая шатунов.
Это не есть проблема, но при условии:
а) Снятого распредвала.
б) Снятого переднего подшипника коленвала.
в) Снятой внутренней обоймы с заднего подшипника ( ! обойма, естественно, надета на коленвал ! )

Вот со вторым пунктом обычно проблемы: если подшипник уже сидит на коленвалу, то его проблематично снимать лишний раз только для того, чобы коленвал завести в картер. Тогда проще снять шатуны и собрать их после монтажа коленвала в картер.
Но поскольку такая операция без подшипника все же иногда возможна и завод рекомендует делать именно так, то…

И так, берем коленвал как на фото, верхний шатун (передний) отводим вправо, нижний (задний) — влево. Начинаем заводить коленвал в картер.

1

21

.

4151

Причем нижняя часть у нас приспортивненная (шучу) и явно обгоняет верхнюю часть. Не забываем при этом разводить шатуны в стороны. Перехватываем коленвал, направляем шатуны куда «нужно нам», а не туда, куда «хочется им» (шатунам). Перехватываем коленвал (это в принципе процесс постоянный) в этот раз таким вот нехитрым образом:

61
71
.

81

И дальше, выворачивая коленвал так, как он и должен быть, упираемся как правило его задней частью в ролики заднего подшипника.

Прокручиваем коленвал влево-вправо, а так же пошатываем его, что в итоге дает нам результат: задняя часть коленвала таки поднимается на свое место.

92Подаем колено назад, чтобы внутреняя бойма подшипника, надетая заранее на коленвал, заняла вместе с оным свое место.

Е102сли нам потребуется срузу же извлечь коленвал (ну потренироваться например — я так точно его раз восемь подряд туды сюды таскал — понравилось :-)) ), то не забываем, что его нужно развернуть передней цапфой вверх.

Как видите, все замечательно входит и замечательно выходит.

Останется только напресовать передний подшипник. Для этого понадобится (лучше дюралевая или медная) трубка, с таким же диаметром как и внутреняя обойма подшипника. Лучше с уже одетым маховиком. Подшипник разогреваем, коленвал охлаждаем. Вариант охлаждения — это побрызгать на коленвал какое-то время жидким газом из балона для заправки зажигалок. Или же появившиеся в продаже балончики с газом для горелок туристических - морозят просто замечательно. Но и будьте осторожны: пальцы морозит — не успеваешь почувствовать. Правда чуть позже почуствуешь стократ. Такой себе мини жидкий азот.

Для чего нужно постараться обеспечить разную температуру деталям вроде как понятно, но есть тут и еще одна причина: Когда мы набиваем подшипник на коленвал, то нагрузка от ударов передается контровочной шайбе, стоящей за задним подшипником коленвала, перед сальником. А контровочная шайба разбивает посадочное место в картере. С маховиком это все немного правильнее, но когда двигатель лежит на маховике — это будет еще лучше. А когда детали с разной температурой легко напрессовываются одна на другую, то это уж совсем хорошо.

Это все мы пока говорили о монтаже коленвала в сборе с шатунами.

Комментировать.

Иногда удобнее, и наверное логичнее собрать мотор без шатунов. То есть нагреть подшипник и напресовать его на коленвал. После остывания нагреть гитарку и одеть ее на подшипник. Подсобрать нормально маслонасос. Нагреть картер и весь пакет остывших, подсобранных ранее деталей опустить в него. После этого собрать шатуны на вал. Если надо будет шплинтовать не забываем проверить, что ось отверстия для шплинта находится на оси болта, или садим гайки на хороший фиксатор резьбы. Так же не забываем смазывать маслом при сборке те детали, которые мы не будем нагревать на данном этапе, но которые участвуют в запресовке. Ну и вкладыши обязательно смазываем при сборке их на шатуны после дополнительного их протирания чистой тряпочкой.

Подробнее о таком способе есть советы на форуме, а уж вы сами выбирайте какой из способов сборки вам кажется более правильным и логичным.