Оглавление

Проконтролировать или заменить сухарики тарелок клапанов.

Казалось бы: сухарики как сухарики, что там контролировать?

Ан-нет! Оказывается, есть что. Это началось давно, еще в самом начале переделок. Клапана регулировались часто, чуть ли не перед каждым выездом. Приехали на какую-то фотодвижуху, а у меня клапана грохочут. Тут же открыл крышку, проверил щупом — а там зазоры в норме…. Как так? Закрыл крышку и поехал себе дальше, но самому-то некомфортно до жути.

Кстати, когда зазоры клапанов проверяются очень часто, масла можно не напастись: при каждом открывании клапанной крышки — немного масла вытекает из мотора. Чтобы эти потери минимизировать, мотоцикл обычно ставился на полминуты другим цилиндром на асфальт, чтобы масло из крышки перетекло через ее толстую резиновую прокладку.

В том случае оказалось, что износились сухари на одном из клапанов (тогда это был левый впускной). От их износа тарелочка немного сползла дальше, чем она должна была, уперлась в колпачек клапана, а потом отодвинула еще и его от клапана. Зазоры мы выставляем между колпачком и коромыслом, появившийся зазор между клапаном и его колпачком нам даже не видно. mt_suha21Пока мы до этого не додумаемся, даже не поймем откуда цокотание клапанов берется. А ведь при срабатывании коромысло толкает сначала колпачек, который чуть позже бьет по клапану. Отсюда и цокот. Надо следить, чтобы между тарелкой и колпачком зазор был.

Когда поехал покупать возле завода сухарики, оказалось, что они там бывают очень разной толщины. Позже пришла мысль, что там просто продавались запчасти с разборок. Это под вывеской заводского-то магазина! Еще позже такие мысли стали подтверждаться, ибо нет давно заводского магазина, а под его вывеской агонизирует некое ЧП.

mt_suha1А то, что сухари в паре с тарелками вырабатываются — сомнений нет уже хотя бы потому, что они просто выгрызают друг друга за пару тысяч пробега из-за такой чистоты сопрягаемых поверхностей (сравните ниже на фото с автомобильными). И второй момент: наши сухари способны как бы ерзать по клапану вверх-вниз. И судя по выработке на некоторых клапанах — таки ерзают и неплохо. Как-то оно не корректно.

На фото с тарелками показаны сухари разной толщины. Левый сухарик такой тонкий от выработки, или он был поставлен в мотор более тощим, поскольку в детстве мало каши ел (да и откуда та каша теперь на заводе?) — этого нам уже не понять. Факт есть факт: зазоры могут стучать изза тонких сухариков.

mt_suha3mt_suha8Обратите также внимание на чистоту поверхности наших и даже банальных совко-автомобильных сухарей. То же самое делается в тарелке, в отверстии под сухари: там ступеньки вертикальные, горизонтальные, окалина…. Отверстие точно также приходится дорабатывать минишлифмашинкой. Это аргумент в пользу покупки ВАЗовских тарелок от классики или от восьмерки, в зависимости от выбора устанавливаемых пружин..

На фото также показаны вверху слева — москвичевские сухарики, и вверху справа — восьмерочные. Ставить такие на наши клапана, и ездить с ними — я не пробовал, но думаю это возможно. Нужно или проточить канавки на клапанах, или расточить внутренний диаметр сухарей. Это уже кому что проще. Сегодня есть минишлифмашинки, которыми можно орудовать внутри сухаря.

Если протачивать ножку клапана — мы теряем возможность легкой его замены. Мало ли что случится, и если надо будет сменить клапаны, нам придется искать клапана, потом искать еще и токаря, который его проточит под наши новые сухарики. Обычно по такому пути идти не принято, если одна из задач остается ремонтопригодность. Ведь с самим сухариком может произойти только одна неприятность — он может потеряться при сборке-разборке. А вот необходимость замены клапана вполне реально может возникнуть.
Именно поэтому я, все таки, решил доработать сухарики.

mt_suha41mt_suha51В этот раз взял восьмерочные. Чтобы они могли держать наш клапан, я расточил у них внутренний диаметр. Причем растачивать можно как минишлифмашинкой, так и наждачной бумагой, обернутой вокруг отвертки подходящего диаметра. Я в этот раз опробовал оба способа, поэтому о них и говорю.

Как сидят восьмерочные сухарики — показано на фото.

Точно так же для пробы увеличил внутренний диаметр и мосвичевского сухарика. Его глубокая и какбы надежная посадка в тарелке — мне понравилась больше, но восьмерочные уже сделаны.

mt_suha61mt_suha71Сейчас выбрал бы москвичевские.

В идеале хотелось бы заменить всю группу деталей — клапан-сухари-тарелка.
Если бы дорабатывал импортные клапана, которым надо было бы обрезать ножку (что нежелательно, ее окончание, которое придется срезать, имеет особые характеристики твердости), то делал бы проточку тоже под москвичевский сухарик.

Комментировать.